Главная » Статьи » Статьи о Стрельцах » Общая характеристика Стрельца |
Знак Зодиака - Стрелец (Универсальный лексикон N9)
В Стрельце завершается адаптация личности к требованиям общества. Здесь социальные связи осознаются и ритуализируются. Вырабатывается этика взаимоотношений. Отсюда то внимание, которое Стрелец придает нравственности, то есть правильному общественному поведению. Этические, нравственные требования Стрельца обычно столь высоки, что существующее в обществе положение дел в этой сфере вызывает у Стрельца горькие размышления. В этом отношении весьма показателен «Гулливер» Джонатана Свифта. Одно из путешествий Гулливера приводит его в страну, где он наблюдает странную инверсию: лошади доминируют над людьми. При этом лошади обладают всеми самыми изысканными качествами людей. Гулливер приходит к заключению, что лошади могли бы научить многих европейцев благородству, честности, правдивости, справедливости, верности, щедрости. Для Стрельцов всегда важнее сущностная справедливость (идущая от Совести), чем формальный ее аспект (формальная справедливость, законность – область Козерога). Далее мы видим как Дж. Свифт противопоставляет истину и закон (совесть и судебные власти): «Следует также принять во внимание, что это судейское сословие имеет свой собственный язык, недоступный пониманию обыкновенных смертных, на котором пишутся все их законы. Эти законы умножаются с таким усердием, что ими совершенно затемнена подлинная сущность истины и лжи, справедливости и несправедливости...» Говорить правду, не взирая на лица и обстоятельства - одна из прерогатив Стрельца (лошади у Свифта, кстати, особенно ценят правду. В их языке даже нет слов, связанных с обманом): Счастлив, кто голосом твердым, смелым, Забыв их сан, забыв их трон, Вещать тиранам закоснелым Святые истины рожден (Ф.Тютчев) Было время надежды и веры большой - Был я прост и доверчив, как ты. Шел я к людям с открытой и детской душой, Не пугаясь людской клеветы... (А.Блок) Вспомним и призыв «жить не по лжи» А.Солженицына: «И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть э т о приходит в мир и даже царит в мире - но не через меня. Писателям же и художникам доступно больше: победить ложь! Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает! - зримо, неопровержимо для всех! Против многого в мире может выстоять ложь - но только не против искусства». Стрелец заведует всем тем, что мы именуем общечеловеческими ценностями. Здесь люди знакомятся с различными формами поиска истины и результатами этих поисков в самых разных сообществах. Когда говорят, что Стрелец – один из главных «литературных» знаков, имеют в виду непосредственное отношение литературы к пропаганде общечеловеческих ценностей и поиску правды, справедливости. С помощью литературы происходит приобщение человека к достижениям культуры. Есть, конечно, и другие способы приобщиться к культуре. Это - наука (гуманитарная, прежде всего), религия, всевозможные философские и этические системы, это образование и общение с учителем (гуру), путешествия. Стрелец символизирует неодолимую иррациональную веру в существование некоей Сущности, превосходящей во всем человека и обладающей самодовлеющей значимостью. Это может быть божество, а может быть политическая идея или еще что-либо. Убеждения Стрельца предшествуют всякому рассудочному действию и поэтому неустранимы рациональным образом. Практически невозможно доводами разума поколебать уверенность Стрельца в истинности его воззрений. Важная особенность Стрельца состоит в том, что ему недостаточно просто верить; он должен делиться своими убеждениями с другими, убеждать всех в правильности своей точки зрения; распространять идеи, в значимости которых не сомневается. Порой миссионерская деятельность Стрельцов граничит с фанатизмом. Стрелец очень серьезен в вопросах веры. Его часто занимают религиозные ритуалы: Федор Тютчев Я лютеран люблю богослужение, Обряд их строгий, важный и простой - Сих голых стен сей храмины пустой Понятно мне высокое ученье. Не видите ль собравшихся в дорогу, В последний раз вам вера предстоит: Еще она не перешла порогу, Но дом ее уж пуст и гол стоит, - Еще она не перешла порогу, Еще за ней не затворилась дверь... Но час настал, пробил... Молитесь богу, В последний раз вы молитесь теперь. Очень часто писателей-Стрельцов критики обвиняют в излишней склонности к проповедям. Нередко в их произведениях чувствуется морализаторство, доктринерство, менторский тон. Характеры и сюжет выстраивается таким образом, что читателя подводят к прозрачному умозаключению, некоей морали или идее (вспомним хотя бы Н.Некрасова и А.Солженицына). Конечно, это отнюдь не обязательно вредит художественной стороне произведений. За этим может чувствоваться горячая устремленность к высшему, к правде, к добру, без которой и нет настоящей литературы. Одна из главных тем Стрельца - противопоставление «идеальное – реальное». В разнообразных вариациях этой темы встречается и описание контраста между романтическими мечтаниями и суровыми проблем обыденной жизни, и сетованиями на то, как далеко общество ушло от высших принципов существования. В фокусе внимания Стрельцов всегда нечто Целое, Общее, Всеохватное. Они предпочтут религиозное секулярному, вечное временному, абстрактное конкретному, принцип факту. Целостное восприятие мира, как огромного цветущего сада с яркими цветами и таинственным полумраком гораздо ближе Стрельцу, чем аналитический подход, разбирающий все на мелкие составляющие и уничтожающий всю прелесть непосредственного мировосприятия: Федор Тютчев Нет веры к вымыслам чудесным, Рассудок все опустошил И, покорив законам тесным И воздух и моря и сушу, Как пленников их обнажил; Ту жизнь до дна он иссушил, Что в дерево вливала душу, Давала тело бестелесным!.. Где вы, о древние народы! Ваш мир был храмом всех богов, Вы книгу Матери- природы Читали ясно, без очков!.. О раб ученой суеты И скованный своей наукой! Напрасно критик гонишь ты Их златокрылые мечты; Поверь - сам опыт в том порукой, - Чертог волшебный добрых фей И в сновиденье - веселей, Чем наяву - томиться скукой В убогой хижине твоей!.. Еще откровенней и острей та же мысль выражена у Генриха Гейне: Фрагментарность вселенной мне что-то не нравится, Придется к ученому немцу отправится. Короткий расчет у него с бытием: К разумному все приведя сочетанию, Он старым шлафроком и прочим тряпьем Прорехи заштопает у мирозданья. Прирученное, послушное, изведанное, низведенное до повседневного употребления - синица в руках - Стрельца не привлекает. Ему подавай нечто невообразимо могучее, неохватное. Его восхищает все, что грандиозно в своих стихийных проявлениях, даже если эти проявления угрожают человеческому существованию. Как мелки с жизнью наши споры, Как крупно то, что против нас! Когда б мы поддались напору Стихии, ищущей простора, Мы выросли бы во сто раз. Все, что мы побеждаем, - малость, Нас унижает наш успех. Необычайность, небывалость Зовет борцов совсем не тех. (Р. Рильке, «Созерцанье») Мысленным взглядом Стрелец охватывает огромные пространства; весь мир в поле его зрения: И если я от книги подыму Глаза и за окно уставлюсь взглядом, Как будет близко все, как станет рядом, Сродни и впору сердцу моему! Но надо глубже вжиться в полутьму, И глаз приноровить к ночным громадам, И я увижу, что земле мала Околица, она переросла Себя и стала больше небосвода, А крайняя звезда в конце села, Как свет в последнем домике прихода. (Р.Рильке, «За книгой») Стрелец никогда не расстается с мыслью о дальнем путешествии. Причина, по которой Стрелец может отказаться от поездки в новое место, должна быть уж очень серьезной. Он всегда предпочтет дорогу домашнему уюту, скитания по миру оседлому, однообразному существованию: Угоден Зевсу бедный странник, Над ним святой его покров!.. Домашних очагов изгнанник Он гостем стал благих богов!.. Через веси, грады и поля Светлее стелется дорога, - Ему отверста вся земля, Он видит все и славит бога. (Федор Тютчев) Случайно на ноже карманном Найди пылинку дальних стран - И мир опять предстанет странным, Закутанным в цветной туман! ~~~ И опять влечет неудержимо Вдаль от тихих мест Путь шоссейный пробегая мимо, Мимо инока, прудов и звезд... ~~~ Но вдали я вижу - море, море, Исполинский очерк новых стран... (Александр Блок) Да, я - моряк! Искатель островов, Скиталец дерзкий в неоглядном море. Я жажду новых стран, иных цветов, Наречий странных, чуждых плоскогорий. (Валерий Брюсов «Дон-Жуан») «Я оставался с женой и детьми не больше двух месяцев, потому что ненасытное желание видеть чужие страны не давало мне покоя, и я не мог усидеть дома.» (Джонатан Свифт) Стрельца привлекает знакомство с другими культурами: «Здесь же находились священники и юристы, которым было приказано вступить со мною в разговор; я в свою очередь заговаривал с ними на разных языках, с которыми был немного знаком: по-немецки, по-голландски, по-латыни, по-французски, по-испански, по-итальянски..» «... на берегу же наблюдал нравы и обычаи туземцев и изучал их язык, что благодаря хорошей памяти давалось мне очень легко.» (Дж. Свифт) Очень важная для Стрельцов тема описывается антитезой знание - незнание. В «Путешествиях Незнайки» Николая Носова нить повествования держится на постоянном расширении кругозора главным героем. Один из основных конфликтов книги представлен в противостоянии Знайки и Незнайки. В природе Стрельца (Юпитера) заложена борьба человеческого и животного начал, здесь и стремление к духовному росту, высшему знанию, истине, и земное начало, тяготеющее к радостям обычной жизни, богатству, почету, материальному изобилию, наслаждению любовью. Стрельцу часто приходится выбирать - идти на поводу у своего природного начала, своих инстинктов или следовать путем, отвечающим высшим духовным критериям. Это отражено и в символическом изображении знака - Кентавре - наполовину человеке наполовину животном. Афанасий Фет - один из самых ярких представителей своего знака. Фет совмещал в себе различные, казалось бы, взаимоисключающие друг друга черты: крепкого рачительного хозяина-землевладельца и поэта-романтика. В нем постоянно воевали природное начало и утонченная цивилизованность. Примечательна и та легкость, с которой Фет был способен переключаться с одного "регистра" своей натуры на другой. С одной стороны: Кляните нас: нам дорога свобода, И буйствует не разум в нас, а кровь, В нас вопиет всесильная природа И прославлять мы будем век любовь С другой: Окрылены неведомым стремленьем, Над всем земным В каком огне, с каким самозабвеньем Мы полетим! П.И.Чайковский (по мнению Фета, лучше всех постигший его поэтическую суть), говорил: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже тех тем, которые легко поддаются выражению словом». Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу... Лирико-романтическое настроение, идеальная отвлеченность стихов Фета заставили говорить о нем, как о мэтре чистой поэзии. Но это отнюдь не мешало Фету заботиться об урожаях, о повышении эффективности сельского хозяйства. Цитата из серии его очерков под общим заголовком "Заметки о вольнонаемном труде" дает вполне законченное представление о двух сторонах стрельцовского естества: «С вопросом о свободе сам собою возникает вопрос об образовании. Общество может руководствоваться или законом произвола, или законом разумной необходимости. Но накопление знаний, обусловливающих образование, требует напряженной специальной деятельности, большей частью несовместимой с чисто материальными заботами, поглощающими всю жизнь большинства. Как же тут быть? Есть только один выход: не столько научное образование, доступное немногим, сколько воспитание, доступное всем. Воспитание есть та нравственная почва, в которой кроется корень истинного образования. Без этой почвы самый образованный человек нередко является каким-то ученым дикарем. К чему лукавить? Образование нередко враждебно воспитанию. Одинаково ли с воспитанием смотрит образование, например, на рыцарскую месть за личное оскорбление. А представьте себе целый народ, в котором бы совершенно замерло это чувство чести. Наступило время, настоятельно требующее общего народного воспитания. Здесь не место подробно рассматривать сущность воспитания, заключающегося в уважении к законности, личности и собственности. Рядом с сознательным образованием воспитание при своем начале есть привычка, переходящая со временем в природу. Ребенку до тех пор говорят: не толкайся, не зевай в обществе, не становись к другим спиною, - пока это не станет у него второю природою. Но положительные, нелицеприятные законы, внушающие к себе уважение и доверие - только один из многих путей к народному воспитанию. Рядом с ними должны прокладываться и другие для внесения в народные массы здравых понятий взамен дикого полуязыческого суеверия, тупой рутины и порочных тенденций. Тяжел и высок нравственный подвиг духовных воспитателей народа. Этим воспитателям предстоит проникнуться сознанием предстоящего подвига и объяснить простым людям понятным для них языком законы чистой нравственности, оставя на время схоластические тонкости в стороне.» В этом небольшом отрывке можно видеть многие стрельцовские темы: Прежде всего, это обеспокоенность народным воспитанием, внесением в народные массы здравого смысла, стремление объяснить простым людям законы чистой нравственности. Очень показательно противопоставление воспитания и образования. Образование, понимаемое Фетом как чисто интеллектуальная деятельность, связано также с Близнецами, в то время как воспитание лежит в нравственной области и, значит, безраздельно управляется Стрельцом.) Не случайно возникает в тексте и "рыцарская месть за личное оскорбление". Излишне говорить о том, что месть благородного Стрельца должна быть рыцарской. Вообще, проблема гипертрофированного, уязвимого и уязвляемого чувства собственного достоинства часто волнует Стрельцов. Здесь мы имеем дело с огромной значимостью чести, самоуважения, престижа и об излишне болезненном реагировании на любую, даже мнимую, угрозу достоинству и самолюбию. Стрельцу порой кажется, что его не за того принимают, что его манера держаться не соответствует его настоящей сути, не вполне достойна. Малейшие намеки на неуважение друг к другу переживаются очень тяжело. Недаром в приведенном отрывке в качестве признаков невоспитанности названы как раз те элементы поведения, которые можно истолковать как непосредственное оскорбление личного достоинства: зевание в обществе, поворачивание спиной и толкание. Конечно, не эти плохие манеры мешали Фету в отношениях с крестьянами. Это то, что оскорбляло его в общении с равными себе. Тут невольно Фет посетовал на недостаток этикета во взаимоотношениях людей своего круга. Экспансия в мировом масштабе, покорение обширных пространств, всеобщее признание своего доминирования - заветная Стрельцовская мечта: Дни настают борьбы и торжества, Достигнет Русь завещанных границ, И будет старая Москва Новейшею из трех столиц! ~~~ В доспехи веры грудь одень, И с богом, исполин державный!.. (Ф.Тютчев) Стрельцов вообще трудно заподозрить в излишней скромности: Приснилось мне, что я господь, Венец всего творенья, И в небе ангелы поют Мои стихотворенья. (Генрих Гейне) Валерий Брюсов школьником записывает в своем дневнике: «Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его. Этого мало! Мне мало! Надо выбрать иное... Найти путеводную звезду в тумане. И я ее вижу: это декадентство… оно идет вперед, развивается и будущее будет принадлежать ему, особенно, когда оно найдет подходящего вождя. А этим вождем буду Я! Да Я!» Еще один важный признак стрельцовской литературы - добродушный юмор. Даже, когда речь идет о вещах не очень смешных, Стрелец не преминет блеснуть остроумием. «Слухи о моей смерти сильно преувеличены» (Марк Твен) Благодушное настроение Стрельца не должно вводить в заблуждение. Он может обрушить на противника испепеляющий гнев так же, как это делал мифологический громовержец Зевс - Юпитер - небесный покровитель Стрельца. Генрих Гейне: Сверкать я молнией умею, Так вы решили: я не гром. Как вы ошиблись! Я владею И громовержца языком. И только нужный день настанет, - Я должен вас предостеречь, - раскатом грома голос грянет, Ударом грозным станет речь. Примечание: слова лексикона Стрельца выделены жирным шрифтом Автор: Борис Израитель Материал предоставлен сайтом astrolog.ru и доступен по ссылке: Знак Зодиака - Стрелец (Универсальный лексикон N9) | ||||
Просмотров: 17238 | Комментарии: 9 | | |
Всего комментариев: 9 | |
| |