Главная » Статьи » Статьи о Стрельцах » Общая характеристика Стрельца

Знак Зодиака - Стрелец (Универсальный лексикон N9)


В Стрельце завершается адаптация личности к требованиям общества. Здесь социальные связи осознаются и ритуализируются. Вырабатывается этика взаимоотношений. Отсюда то внимание, которое Стрелец придает нравственности, то есть правильному общественному поведению. Этические, нравственные требования Стрельца обычно столь высоки, что существующее в обществе положение дел в этой сфере вызывает у Стрельца горькие размышления.

В этом отношении весьма показателен «Гулливер» Джонатана Свифта.

Одно из путешествий Гулливера приводит его в страну, где он наблюдает странную инверсию: лошади доминируют над людьми. При этом лошади обладают всеми самыми изысканными качествами людей. Гулливер приходит к заключению, что лошади могли бы научить многих европейцев благородству, честности, правдивости, справедливости, верности, щедрости. Для Стрельцов всегда важнее сущностная справедливость (идущая от Совести), чем формальный ее аспект (формальная справедливость, законность – область Козерога). Далее мы видим как Дж. Свифт противопоставляет истину и закон (совесть и судебные власти):

«Следует также принять во внимание, что это судейское сословие имеет свой собственный язык, недоступный пониманию обыкновенных смертных, на котором пишутся все их законы. Эти законы умножаются с таким усердием, что ими совершенно затемнена подлинная сущность истины и лжи, справедливости и несправедливости...»


Говорить правду, не взирая на лица и обстоятельства - одна из прерогатив Стрельца (лошади у Свифта, кстати, особенно ценят правду. В их языке даже нет слов, связанных с обманом):

Счастлив, кто голосом твердым, смелым,
Забыв их сан, забыв их трон,
Вещать тиранам закоснелым
Святые истины рожден
(Ф.Тютчев)

Было время надежды и веры большой -
Был я прост и доверчив, как ты.
Шел я к людям с открытой и детской душой,
Не пугаясь людской клеветы...
(А.Блок)


Вспомним и призыв «жить не по лжи» А.Солженицына: «И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть э т о приходит в мир и даже царит в мире - но не через меня. Писателям же и художникам доступно больше: победить ложь! Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает! - зримо, неопровержимо для всех! Против многого в мире может выстоять ложь - но только не против искусства».

Стрелец заведует всем тем, что мы именуем общечеловеческими ценностями. Здесь люди знакомятся с различными формами поиска истины и результатами этих поисков в самых разных сообществах.

Когда говорят, что Стрелец – один из главных «литературных» знаков, имеют в виду непосредственное отношение литературы к пропаганде общечеловеческих ценностей и поиску правды, справедливости. С помощью литературы происходит приобщение человека к достижениям культуры.

Есть, конечно, и другие способы приобщиться к культуре. Это - наука (гуманитарная, прежде всего), религия, всевозможные философские и этические системы, это образование и общение с учителем (гуру), путешествия.

Стрелец символизирует неодолимую иррациональную веру в существование некоей Сущности, превосходящей во всем человека и обладающей самодовлеющей значимостью. Это может быть божество, а может быть политическая идея или еще что-либо. Убеждения Стрельца предшествуют всякому рассудочному действию и поэтому неустранимы рациональным образом. Практически невозможно доводами разума поколебать уверенность Стрельца в истинности его воззрений.

Важная особенность Стрельца состоит в том, что ему недостаточно просто верить; он должен делиться своими убеждениями с другими, убеждать всех в правильности своей точки зрения; распространять идеи, в значимости которых не сомневается. Порой миссионерская деятельность Стрельцов граничит с фанатизмом.

Стрелец очень серьезен в вопросах веры. Его часто занимают религиозные ритуалы:

Федор Тютчев
Я лютеран люблю богослужение,
Обряд их строгий, важный и простой -
Сих голых стен сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.
Не видите ль собравшихся в дорогу,
В последний раз вам вера предстоит:
Еще она не перешла порогу,
Но дом ее уж пуст и гол стоит, -
Еще она не перешла порогу,
Еще за ней не затворилась дверь...
Но час настал, пробил...
Молитесь богу,
В последний раз вы молитесь теперь.


Очень часто писателей-Стрельцов критики обвиняют в излишней склонности к проповедям. Нередко в их произведениях чувствуется морализаторство, доктринерство, менторский тон. Характеры и сюжет выстраивается таким образом, что читателя подводят к прозрачному умозаключению, некоей морали или идее (вспомним хотя бы Н.Некрасова и А.Солженицына). Конечно, это отнюдь не обязательно вредит художественной стороне произведений. За этим может чувствоваться горячая устремленность к высшему, к правде, к добру, без которой и нет настоящей литературы.

Одна из главных тем Стрельца - противопоставление «идеальное – реальное». В разнообразных вариациях этой темы встречается и описание контраста между романтическими мечтаниями и суровыми проблем обыденной жизни, и сетованиями на то, как далеко общество ушло от высших принципов существования.

В фокусе внимания Стрельцов всегда нечто Целое, Общее, Всеохватное. Они предпочтут религиозное секулярному, вечное временному, абстрактное конкретному, принцип факту. Целостное восприятие мира, как огромного цветущего сада с яркими цветами и таинственным полумраком гораздо ближе Стрельцу, чем аналитический подход, разбирающий все на мелкие составляющие и уничтожающий всю прелесть непосредственного мировосприятия:

Федор Тютчев
Нет веры к вымыслам чудесным,
Рассудок все опустошил
И, покорив законам тесным
И воздух и моря и сушу,
Как пленников их обнажил;
Ту жизнь до дна он иссушил,
Что в дерево вливала душу,
Давала тело бестелесным!..
Где вы, о древние народы!
Ваш мир был храмом всех богов,
Вы книгу Матери- природы
Читали ясно, без очков!..
О раб ученой суеты
И скованный своей наукой!
Напрасно критик гонишь ты
Их златокрылые мечты;
Поверь - сам опыт в том порукой, -
Чертог волшебный добрых фей
И в сновиденье - веселей,
Чем наяву - томиться скукой
В убогой хижине твоей!..



Еще откровенней и острей та же мысль выражена у Генриха Гейне:

Фрагментарность вселенной мне что-то не нравится,
Придется к ученому немцу отправится.
Короткий расчет у него с бытием:
К разумному все приведя сочетанию,
Он старым шлафроком и прочим тряпьем
Прорехи заштопает у мирозданья.


Прирученное, послушное, изведанное, низведенное до повседневного употребления - синица в руках - Стрельца не привлекает. Ему подавай нечто невообразимо могучее, неохватное. Его восхищает все, что грандиозно в своих стихийных проявлениях, даже если эти проявления угрожают человеческому существованию.

Как мелки с жизнью наши споры,
Как крупно то, что против нас!
Когда б мы поддались напору
Стихии, ищущей простора,
Мы выросли бы во сто раз.
Все, что мы побеждаем, - малость,
Нас унижает наш успех.
Необычайность, небывалость
Зовет борцов совсем не тех.

(Р. Рильке, «Созерцанье»)


Мысленным взглядом Стрелец охватывает огромные пространства; весь мир в поле его зрения:

И если я от книги подыму
Глаза и за окно уставлюсь взглядом,
Как будет близко все, как станет рядом,
Сродни и впору сердцу моему!
Но надо глубже вжиться в полутьму,
И глаз приноровить к ночным громадам,
И я увижу, что земле мала
Околица, она переросла
Себя и стала больше небосвода,
А крайняя звезда в конце села,
Как свет в последнем домике прихода.

(Р.Рильке, «За книгой»)



Стрелец никогда не расстается с мыслью о дальнем путешествии. Причина, по которой Стрелец может отказаться от поездки в новое место, должна быть уж очень серьезной. Он всегда предпочтет дорогу домашнему уюту, скитания по миру оседлому, однообразному существованию:

Угоден Зевсу бедный странник,
Над ним святой его покров!..
Домашних очагов изгнанник
Он гостем стал благих богов!..
Через веси, грады и поля
Светлее стелется дорога, -
Ему отверста вся земля,
Он видит все и славит бога.

(Федор Тютчев)


Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран -
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!
~~~
И опять влечет неудержимо
Вдаль от тихих мест
Путь шоссейный пробегая мимо,
Мимо инока, прудов и звезд...
~~~
Но вдали я вижу - море, море,
Исполинский очерк новых стран
...

(Александр Блок)


Да, я - моряк! Искатель островов,
Скиталец дерзкий в неоглядном море.
Я жажду новых стран, иных цветов,
Наречий странных, чуждых плоскогорий.

(Валерий Брюсов «Дон-Жуан»)


«Я оставался с женой и детьми не больше двух месяцев, потому что ненасытное желание видеть чужие страны не давало мне покоя, и я не мог усидеть дома.» (Джонатан Свифт)

Стрельца привлекает знакомство с другими культурами: «Здесь же находились священники и юристы, которым было приказано вступить со мною в разговор; я в свою очередь заговаривал с ними на разных языках, с которыми был немного знаком: по-немецки, по-голландски, по-латыни, по-французски, по-испански, по-итальянски..»

«... на берегу же наблюдал нравы и обычаи туземцев и изучал их язык, что благодаря хорошей памяти давалось мне очень легко.» (Дж. Свифт)

Очень важная для Стрельцов тема описывается антитезой знание - незнание. В «Путешествиях Незнайки» Николая Носова нить повествования держится на постоянном расширении кругозора главным героем. Один из основных конфликтов книги представлен в противостоянии Знайки и Незнайки.

В природе Стрельца (Юпитера) заложена борьба человеческого и животного начал, здесь и стремление к духовному росту, высшему знанию, истине, и земное начало, тяготеющее к радостям обычной жизни, богатству, почету, материальному изобилию, наслаждению любовью. Стрельцу часто приходится выбирать - идти на поводу у своего природного начала, своих инстинктов или следовать путем, отвечающим высшим духовным критериям. Это отражено и в символическом изображении знака - Кентавре - наполовину человеке наполовину животном.



Афанасий Фет - один из самых ярких представителей своего знака. Фет совмещал в себе различные, казалось бы, взаимоисключающие друг друга черты: крепкого рачительного хозяина-землевладельца и поэта-романтика. В нем постоянно воевали природное начало и утонченная цивилизованность. Примечательна и та легкость, с которой Фет был способен переключаться с одного "регистра" своей натуры на другой.

С одной стороны:
Кляните нас: нам дорога свобода,
И буйствует не разум в нас, а кровь,
В нас вопиет всесильная природа
И прославлять мы будем век любовь


С другой:
Окрылены неведомым стремленьем,
Над всем земным
В каком огне, с каким самозабвеньем
Мы полетим!


П.И.Чайковский (по мнению Фета, лучше всех постигший его поэтическую суть), говорил: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже тех тем, которые легко поддаются выражению словом».

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу...

Лирико-романтическое настроение, идеальная отвлеченность стихов Фета заставили говорить о нем, как о мэтре чистой поэзии. Но это отнюдь не мешало Фету заботиться об урожаях, о повышении эффективности сельского хозяйства. Цитата из серии его очерков под общим заголовком "Заметки о вольнонаемном труде" дает вполне законченное представление о двух сторонах стрельцовского естества:

«С вопросом о свободе сам собою возникает вопрос об образовании. Общество может руководствоваться или законом произвола, или законом разумной необходимости. Но накопление знаний, обусловливающих образование, требует напряженной специальной деятельности, большей частью несовместимой с чисто материальными заботами, поглощающими всю жизнь большинства.

Как же тут быть? Есть только один выход: не столько научное образование, доступное немногим, сколько воспитание, доступное всем.

Воспитание есть та нравственная почва, в которой кроется корень истинного образования. Без этой почвы самый образованный человек нередко является каким-то ученым дикарем. К чему лукавить? Образование нередко враждебно воспитанию. Одинаково ли с воспитанием смотрит образование, например, на рыцарскую месть за личное оскорбление. А представьте себе целый народ, в котором бы совершенно замерло это чувство чести. Наступило время, настоятельно требующее общего народного воспитания. Здесь не место подробно рассматривать сущность воспитания, заключающегося в уважении к законности, личности и собственности.

Рядом с сознательным образованием воспитание при своем начале есть привычка, переходящая со временем в природу. Ребенку до тех пор говорят: не толкайся, не зевай в обществе, не становись к другим спиною, - пока это не станет у него второю природою. Но положительные, нелицеприятные законы, внушающие к себе уважение и доверие - только один из многих путей к народному воспитанию. Рядом с ними должны прокладываться и другие для внесения в народные массы здравых понятий взамен дикого полуязыческого суеверия, тупой рутины и порочных тенденций.

Тяжел и высок нравственный подвиг духовных воспитателей народа. Этим воспитателям предстоит проникнуться сознанием предстоящего подвига и объяснить простым людям понятным для них языком законы чистой нравственности, оставя на время схоластические тонкости в стороне.»

В этом небольшом отрывке можно видеть многие стрельцовские темы:

Прежде всего, это обеспокоенность народным воспитанием, внесением в народные массы здравого смысла, стремление объяснить простым людям законы чистой нравственности. Очень показательно противопоставление воспитания и образования. Образование, понимаемое Фетом как чисто интеллектуальная деятельность, связано также с Близнецами, в то время как воспитание лежит в нравственной области и, значит, безраздельно управляется Стрельцом.)

Не случайно возникает в тексте и "рыцарская месть за личное оскорбление". Излишне говорить о том, что месть благородного Стрельца должна быть рыцарской.

Вообще, проблема гипертрофированного, уязвимого и уязвляемого чувства собственного достоинства часто волнует Стрельцов. Здесь мы имеем дело с огромной значимостью чести, самоуважения, престижа и об излишне болезненном реагировании на любую, даже мнимую, угрозу достоинству и самолюбию.

Стрельцу порой кажется, что его не за того принимают, что его манера держаться не соответствует его настоящей сути, не вполне достойна. Малейшие намеки на неуважение друг к другу переживаются очень тяжело. Недаром в приведенном отрывке в качестве признаков невоспитанности названы как раз те элементы поведения, которые можно истолковать как непосредственное оскорбление личного достоинства: зевание в обществе, поворачивание спиной и толкание. Конечно, не эти плохие манеры мешали Фету в отношениях с крестьянами. Это то, что оскорбляло его в общении с равными себе. Тут невольно Фет посетовал на недостаток этикета во взаимоотношениях людей своего круга.

Экспансия в мировом масштабе, покорение обширных пространств, всеобщее признание своего доминирования - заветная Стрельцовская мечта:

Дни настают борьбы и торжества,
Достигнет Русь завещанных границ,
И будет старая Москва
Новейшею из трех столиц!
~~~
В доспехи веры грудь одень,
И с богом, исполин державный!..

(Ф.Тютчев)


Стрельцов вообще трудно заподозрить в излишней скромности:

Приснилось мне, что я господь,
Венец всего творенья,
И в небе ангелы поют
Мои стихотворенья.

(Генрих Гейне)


Валерий Брюсов школьником записывает в своем дневнике: «Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его. Этого мало! Мне мало! Надо выбрать иное... Найти путеводную звезду в тумане. И я ее вижу: это декадентство… оно идет вперед, развивается и будущее будет принадлежать ему, особенно, когда оно найдет подходящего вождя. А этим вождем буду Я! Да Я!»

Еще один важный признак стрельцовской литературы - добродушный юмор. Даже, когда речь идет о вещах не очень смешных, Стрелец не преминет блеснуть остроумием.


«Слухи о моей смерти сильно преувеличены» (Марк Твен)

Благодушное настроение Стрельца не должно вводить в заблуждение. Он может обрушить на противника испепеляющий гнев так же, как это делал мифологический громовержец Зевс - Юпитер - небесный покровитель Стрельца.

Генрих Гейне:
Сверкать я молнией умею,
Так вы решили: я не гром.
Как вы ошиблись! Я владею
И громовержца языком.
И только нужный день настанет, -
Я должен вас предостеречь, -
раскатом грома голос грянет,
Ударом грозным станет речь.


Примечание: слова лексикона Стрельца выделены жирным шрифтом

Автор: Борис Израитель

Материал предоставлен сайтом astrolog.ru и доступен по ссылке:
Знак Зодиака - Стрелец (Универсальный лексикон N9)
Чтобы не пропустить новые публикации Срелец-клуба, присоединяйтесь к нам в соц.сетях:

Читайте также:
Категория: Общая характеристика Стрельца | Добавил: Светлана_Стрельцова (01.02.2012)
Просмотров: 12213 | Комментарии: 9 | Теги: Стрелец | Рейтинг: 4.8/6
Всего комментариев: 9
avatar
9
а я ещё раз перечитала)) Чтобы в памяти отложилось )
avatar
7
Светлана , замечательная статья .. Воодушевило smile
avatar
Спасибо, Наташа. Б.Израитель действительно написал прекрасный материал!
avatar
6
Хороша статья! Как же мне поможет при сдаче ЕГЭ по литературе - думаю, комиссия бы была в восторге! =)
Истина, обрамлённая золотым благородством.
avatar
Спасибо большое за отзывы! Статья, написанная Борисом Израителем, впечатлила меня саму, поэтому она размещена здесь, в клубе Стрельцов. smile
avatar
4
Светик... Спасибо большое!!! 1000 000 000 в гору!!! Если бы был девченкой наверное в каких то моментах и слезу обранил бы... smile Сентиментальность дело такое... smile Ну а если серьезно, то в моей жизни было множество сюжетов по образу "Горе от ума"... Когда остолопам не вдомек даже то что казалось бы, на мой взгляд, является элементарным, очевидным... Но в какой то момент я оставил свое желание "изменить людей"... Или хотя бы изменять их... Поняв что это самая что ни есть - УТОПИЯ!!! К сожалению...
avatar
3
"Благодушное настроение Стрельца не должно вводить в заблуждение. Он может обрушить на противника испепеляющий гнев так же, как это делал мифологический громовержец Зевс - Юпитер - небесный покровитель Стрельца"

+100 если "пахнет" несправедливостью, нечестностью или подавлением свободы и намеренным влиянием кого-бы то ни было, взрыв могуч и неконтролируем. берегись
avatar
2
прекрасная статья! стоящая!
avatar
1
Спасибо Светику за интересную статью. smile
avatar