Джон Мильтон - выдающийся английский поэт и мыслитель. Родился 9 декабря 1608 года. Наиболее известые произведения Джона Мильтона, переведенные на русский язык: М. А. П. А. (то есть московской академии префект Амвросий (Серебренников)), «Потерянный рай» поэма героическая (Москва, 1780; 3-е изд. с приобщением «Возвращенного рая», М., 1803; 6-е изд., М., 1827, с биографией Мильтона, 1828; 7-е изд., М., 1860; перевод с французского); E. П. Люценко, «Потерянный рай» (СПб., 1824); Ф. Загорский, «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» (М., 1827; 4-е изд., 1842—1843); E. Жадовская, «Потерянный рай», с приобщением поэмы «Возвращенный рай» (М., 1859; очень неудачный перевод в стихах); А. Зиновьев, «Потерянный рай» (М., 1861); С. Писарев, «Потерянный рай» (СПб., 1871; стихами); «Потерянный рай», с присовокуплением «Возвращенного рая» (М., 1871); А. Шульговская, «Потерянный и возвращенный рай» (СПб., 1878); H. М. Бородин, «Потерянный и Возвращенный рай» (М., 1882; 2-е изд., 1884, перевод с французского); В. Б—ъ, «Потерянный и Возвращенный рай» (М., 1884, перевод с французского); «Потерянный рай», изд. А. Ф. Маркса, с рис. (СПб., 1895); Андреев, «Рождение Христа», гимн (СПб., 1881); «Ареопагитика», речь Мильтона, обращенная к английскому парламенту, 1644 г. («Современное Обозрение», 1868, № 5). Арк. Штейнберг, «Потерянный Рай» / Мильтон Дж. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. — М.: Худ. лит., 1976. (Библиотека всемирной литературы. Т. 45.) Арк. Штейнберг, «Потерянный Рай» / Джон Милтон. «Потерянный рай. Возвращённый рай. Другие поэтические произведения». Илл. Г. Доре. — М.: «Наука», «Литературные памятники», 2006. Сергей Александровский, «Возвращённый Рай» / Джон Мильтон. Возвращённый Рай. Перевод с английского. — М.: Время, 2001. — 191 с.: с илл. — (Серия «Триумфы»). ISBN 5-94117-015-7 Сергей Александровский, «Возвращённый Рай» / Джон Милтон. «Потерянный рай. Возвращённый рай. Другие поэтические произведения». Илл. Г. Доре. — М.: «Наука», «Литературные памятники», 2006.
Родился 9 декабря 1608 в Лондоне, в семье преуспевающего нотариуса, музыканта-любителя, человека разносторонне образованного. В 1625 шестнадцатилетний Мильтон поступил в Крайстс-колледж Кембриджского университета, что должно было увенчаться посредством некоторое время степенью бакалавра, а потом магистра искусств. И в том и в другом случае требовалось принять душевный сан. После мучительных размышлений Мильтон решил отступиться от церковной карьеры. В двадцать четыре года он оставил Кембридж и уехал в отцовское имение Хортон (графство Бакингемшир), где провел шесть лет.
Из написанного за шесть лет по меньшей мере четыре стихотворных произведения обеспечили Мильтону местоположение в анналах английской поэзии. L'Allegro (итал. «радостный») и Il Penseroso (итал. «задумчивый»; написаны, по-видимому, ок. 1632) – небольшие идиллии, исследующие полярные темпераменты; Комус (Comus, 1634) – «маска», т.е. наполовину драматическое произведение; в 1637 Мильтон написал пасторальную элегию в память университетского товарища Люсидас (Lycidas).
Комус и Люсидас – наиболее яркие образцы раннего творчества Мильтона. В первом произведении благодаря волшебным силам целомудрие противостоит искушениям. Второе посвящено не столь смерти Э.Кинга, сколь рассуждениям о пастырском призвании. В Люсидасе поражает умение Мильтона в стихах с мощным синтаксисом и богатой мелодикой от строки к строке выдерживать общее расположение.
Семь лет колледжа с последующими шестью годами самостоятельных занятий в Хортоне не утолили жажду знаний в душе Мильтона, и, с благословения отца, в начале 1638 он отправился в двухгодичное турне по Европе. Слухи о неминуемой гражданской войне побудили его в 1639 спешно возвратиться в Англию. По завершении написанной на латыни элегии Epitaphium Damonis (лат. Эпитафия Дамону) в память о товарище, с которым он учился в Сент-Полз-скул и Кембриджском университете, Мильтон открыл частное учебное заведение в Сент-Брайдз-Чёрчъярд для своих племянников, Джона и Эдуарда Филлипсов. Однако весьма резво его увлекли больше насущные проблемы. В 1641 он обнародовал свой основополагающий прозаический памфлет – трактат О реформации в Англии (Of Reformation in England). В том же году в свет вышли трактаты О епископском достоинстве высшего священства (Of Prelatical Episcopacy) и Порицания по поводу защиты увещевателя (Animadversions upon the Remonstrant's Defence), потом последовали Рассуждение об управлении церковью (The Reason of Church Government, 1641–1642) и Оправдание Смектимнууса (An Apology for Smectymnuus, 1642).
Летом 1642 Мильтон отдыхал в течение месяца близ Оксфорда (из этих мест происходил его род) и вернулся домой с невестой, урожденной Мэри Пауэлл. В ее родне все были убежденными роялистами, Мильтон же был пуританином и, таким образом, противником существующей монархии. Ему было 33 года, ей – 16. Месяц через новоиспеченная г-жа Мильтон попросилась в гости к родителям и получила у супруга согласие на двухмесячную отлучку. К мужу она вернулась только летом 1645.
В 1645–1649 Мильтон отошел от общественных дел. Биографы полагают, что он был занят обдумыванием и сбором материалов для Истории Британии (History of Britain) либо работал над обобщающим трактатом О христианском учении (Of Christian Doctrine). Но в 1649 явилось занятие, нарушившее отшельничество Мильтона. В финальный день января 1649 принародно казнили Карла I ; не прошло и двух недель, как Мильтон выступил в печати с памфлетом Обязанности государей и правительств (The Tenure of Kings and Magistrates). В сложившейся обстановке выступление прозвучало необычайно грубо и было как воспрещено больше на руку радикальной партии. В марте 1649 Мильтон назначается секретарем для переписки на иностранных языках при Государственном совете.
К концу 1649 возмущенные отклики на казнь Карла звучали в Европе все громче, и потребовались новые ясные и убедительные оправдания цареубийства. Мильтон написал на латыни три апологии казни короля: Защита английского народа (Defensio pro populo Anglicano, 1651), Повторная броня (Defensio secunda, 1654) и Оправдание для себя (Defensio pro se, 1655). Несомненно, 1650-е годы стали для него десятилетием безотрадным, бедствия шли без малого непрерывной чередой. В феврале 1652 он ослеп, в мае родами его третьей дочери Деборы умерла подруга жизни. В июне, не дожив до года, умер один наследник Джон. На исходе 1656 Мильтон женился на Катарине Вудкок, в начале 1658 она умерла. Между тем и политические, и религиозные дела в стране шли, с точки зрения Мильтона, как запрещено хуже. Революция, призванная сделать на свет просвещенную и вольную республику, обернулась диктатурой. Церковь раскололась на враждующие фракции. За склокой политических и религиозных партий подспудно, но неуклонно нарастала тяга к возврату под верх нового монарха – Карла Стюарта.
Несмотря на слепоту, Мильтон до 1655 исполнял обязанности секретаря при Государственном совете благодаря чтецам, помощникам, переписчикам. За отставкой последовал ещё единственный незаполненный промежуток в четыре года. И когда стало ясно, что революция провалилась и на пороге Реставрация, Мильтон опубликовал три дерзких и шибко откровенных памфлета в поддержку Правого Дела. Трактат об участии гражданской власти в делах церковных (A Treatise of Civil Power in Ecclesiastical Causes) и Соображения касательно уместнейших способов к удалению наемников из Церкви (Considerations Touching the Likeliest Means to Remove Hirelings out of the Church) были напечатаны в 1659, а Скорый и легкий дорога к установлению свободной республики (The Ready and Easy Way to Establish a Free Commonwealth) в феврале 1660, в самом преддверии Реставрации.
Воцарение Карла II стало для Мильтона катастрофой. На какое-то время его заключили в тюрьму, более того существование его была в опасности, но усилиями друзей, в особенности А.Марвелла, в родное время служившего у Мильтона в штате помощников, а в 1660-е годы представлявшего в парламенте Гулль, он вскоре вышел на свободу.
Предмет Потерянного рая (Paradise Lost, 1667) метко определен в первых трех строках поэмы. Мильтон сообщает нам, что намерен петь
О первом преслушании, о плоде
Запретном, пагубном, что кончина принес
И все невзгоды наши в тот самый мир (ј)
(Перевод А.Штейнберга)
Правда, Человек появляется в поэме только во второй половине Книги IV. Все это время на сцене без малого безраздельно царит Сатана. По этой причине в критике начала 19 в. бытовало взгляд о Сатане как герое поэмы. Однако героизм этого персонажа, нехай бесспорный, но и ограниченный, служит, в конечном счете, торжеству героизма Христа и Аледи. В последней части поэмы Сатана унижен, и аккурат то, что Адам откликается на близкое падение по иному, чем Сатана, позволяет мнить Грехопадение благодетельным событием.
Потерянный рай богато украшен пересказами сюжетов классической античности, метафорами, отзвуками Писания, фигурами речи, риторическими узорами, метрическим разнобоем, аллегорическими образами, каламбурами и более того неявными рифмами. Выбор слов, грамматика, строй слов иной раз латинизированы, тон повествования – возвышенный и праздничный, как пристало эпосу, без психологических нюансов, просторечных интонаций и живых разговорных оборотов, допустимых в лирике и драматической поэзии.
Хотя Возвращенный рай (Paradise Regained, 1671) зачастую и слывет своего рода продолжением Потерянного рая, на самом деле это полностью самостоятельное произведение, и поэмы без малого не связаны дружбан с другом. Если Потерянный рай – эталон пространного эпоса, то Возвращенный рай – стандарт сжатого эпоса.
Самсон-борец (Samson Agonistes, 1671), аналогично Комусу, ещё одна проба Мильтона в драматическом жанре, хотя это скорее поэма для чтения, нежели драма для постановки на сцене. Как бы то ни было, Самсон-борец достойно завершает писательский тракт Мильтона на характерной для его творчества и всей его жизни дерзновенной ноте героической энергии и непреклонности.