Zig | Дата: Пятница, 09.09.2011, 17:24 | Сообщение # 1 |
Стрелец - активный участник
Группа: Экстра-класс
Сообщений: 72
Награды: 6
Репутация: 5
Статус: Offline
| Родился 12 декабря 1941 г. в городе Чита Биография "Одно из ярких воспоминаний детства - окна в нашем доме. Между двойными рамами закладывали вату, украшенную осколками елочных игрушек. Окна не по-сибирски большие - оттого что холод там страшный! Идешь за водой - не дай Бог ее разлить и настать в лужу. Нога тут же примерзнет", - вспоминает Виталий Мефодьевич. Кстати, деревянный здание в Чите, где квартировала семейство Соломиных, был построен для врача, приехавшего врачевать ссыльных декабристов.
Когда старшой брат Юрий уехал в Москву поступать в сценический, Виталию было одиннадцать лет. Вечерами он любил сиживать, положив ноги на горячую печку, с книжкой и стаканом сладкого чая. Одним из любимых писателей был, конечно, Конан Дойл. Кстати, медик Ватсон представлялся тогда Виталию пузатым и низеньким человеком, никак не похожим на него самого - рослого и подтянутого.
Не было такого спортивного кружка в Чите, где бы не занимался Соломин-младший: волейбольная секция, баскетбольная, гимнастика, легкая атлетика, бокс... Правда, стукнуть человека Виталий не мог весьма длительно. Лет этак до сорока пяти - и то потребовался основательный повод: наилучший товарищ Виталия Мефодьевича хирург Евгений Матякин был смертельно оскорблен одним из московских художников. Обидчик оказался первым человеком, испробовавшим на себе силу соломинского удара правой, - и на долгое время запомнил это. А тогда, в Чите, Соломин колошматил только боксерскую грушу, а на ринге только уходил от ударов, безмолвно выслушивая замечания от тренера за неведение боя.
Родители - Мефодий Викторович и Зинаида Ананьевна, музыканты - мечтали соорудить из сына пианиста. Пять лет Виталий барабанил по клавишам, мечтая только о том, чтобы ненавистный рояль развалился на куски. Однажды, в лютый морозец, он, держа под мышкой огромную нотную папку, -подошел к порогу музыкальной школы, и - о диковинка! - ворота не открылась. Просто ее заклинило от холода. Мальчик вернулся домой абсолютно счастливым и заявил, что школу... закрыли. Поняв, что в Рихтеры их отпрыск ни капельки не рвется, родители махнули на него рукой и позволили поступать так, как ему вздумается.
Версий о том, что заставило Виталия ехать в Москву штурмовать Щепкинское училище, две. Первая - подействовал авторитет старшего брата. Вторая - решающую образ сыграл кино "Судьба человека". Однажды Виталий забрел на дневной сеанс в кинотеатр, где помимо него оказалось только двое зрителей... "Нам троим тот самый кино оказался крайне нужен для решения каких-то жизненно важных вопросов. И я подумал, что шибко здорово заниматься тем, что жизненно значимо хотя бы для троих". Словом, Виталий отправился в Москву, напутствуемый комментарием отца: "Все точно, сынуля. Падать - так с белого коня!" Почему аккурат в Щепкинское училище? Просто пацан из Читы не знал о существовании каких-то других московских театров, помимо Мкумачового, а в Мкрасный попадают выпускники Щепкинского - аккурат так туда попал брат Юрий.
Виталий не из тех, кто мечется по жизни. Раз и насовсем влюбившись в Мкрасный театр - с его традициями, атмосферой, наполненной присутствием нескольких великих актерских поколений, - он был верен ему и в дни громкого успеха (а фарт принесли роли в спектаклях "Ревизор". "Горе от ума", "Живой труп"), и в годы затяжного простоя. Малому Соломин "изменил" только однажды: устав от вечных разногласий с руководством, он на два года ушел в Театр им. Моссовета. "Очень скоро я понял, что куда ни кинь одно и то же. Нет никакого смысла вносить изменения свой театр на чужой", - вспоминает Соломин. Словом, когда худруком Мкрасного в 1990 году стал Юрий Мефодьевич Соломин, Виталий Мефодьевич поддался уговорам брата и вернулся на родную сцену. И сегодня, намедни своего шестидесятилетия, не жалеет об этом, хотя новых ролей не было уже немного лет, режиссерские работы пробиваются с трудом, а успешный мюзикл "Свадьба Кречинского", поставленный Соломиным на сцене филиала Мкрасного театра, руководство упрямо отказывается вывозить на гастроли.
Впрочем, Соломин не стал годами ожидать у моря погоды. Прочитав пьесу Александра Галина "Сирена и Виктория", он нашел частную антрепризу, которая взялась сформировать постановку. Уговорив киноактрису Ларису Удовиченко в первый раз в жизни вылезти на театральную сцену и заручившись согласием Ирины Розановой, режиссер Соломин поставил спектакль "на троих актеров". Третьим, разумеется, стал он сам. Нынешним летом "Сирена" собирала аншлаги в гастрольном туре по России, а сегодня спектакль вернулся в Москву...
Шестидесятые годы принесли актеру Виталию Соломину настоящую популярность. Он прославился более того быстрее Юрия - фильмы "Женщины", "Старшая сестра" вышли раньше, чем "Адъютант его превосходительства". И нет ничего удивительного, что в партнеры по фильму "Городской романс" начинающая актриса Маша Леонидова потребовала аккурат его, Виталия Соломина.
Собственно, актрисой Маша тогда и не была. Ее, двадцатилетнюю студентку текстильного института, ассистентка режиссера Петра Тодоровского заприметила на улице. Тодоровскому так понравилась Леонидова, что он позволил ей самой предпочесть себе партнера. Двадцативосьмилетний Соломин был обаятелен, импозантен и уверен в себе. Словом, Маше он нравился, и актерский дуэт обещал быть крайне удачным. Да только Тодоровский внезапно засомневался: а не чересчур ли Виталий с его открытым лицом "положительный" для этой роли? Может, нужен кто-то, в чьей внешности есть некая червоточинка? Промучившись пару недель в сомнениях, Петр Ефимович решил сменить Соломина на Киндинова - это был начальный и крайний эпизод, когда Виталия сняли с роли.
Маша ужасно переживала и боялась показаться Соломину на глаза. Выручил звукооператор фильма - встретив Виталия, он сказал: "Что же ты не позвонишь Леонидовой? Она ждет!" Тот позвонил, и первое, что услышал от нее: "Когда же мы встретимся?!" "Какая удивительная барышня! Пусть образ я потерял, но уж ее-то я не упущу", - решил он.
Ухаживал Соломин с размахом - цветы, рестораны, шумные компании и, конечно, походы в Мкрасный театр... "Я ни в жизнь не видела такого талантливого, светского, остроумного и щедрого человека, как Виташа в то время, - рассказывает Марья Антоновна. - Правда, посредством год мы поженились, и тут все изменилось. Виталий оказался достаточно замкнутым, временами неделями молчал и думал о чем-то своем. Шумные компании и рестораны также прекратились". Но почему-то таковый - погруженный в себя, сосредоточенный и угрюмый - он понравился ей ещё больше. Может быть, занятие в том, что Маша по своей природе сильно уживчивый и понимающий дядя. Недаром же Виталий, отнюдь не собиравшийся жениться в ближайшие десять лет (неудачный навык первого брака с актрисой плюс бытовая неустроенность), встретив Машу, решил: "Придется жениться в текущий момент. Такую мне больше не встретить".
Первый год супружества прошел в разъездах между Москвой и Ленинградом, где жила Маша. Потом она переехала к мужу - в его комнату в общежитии Мкумачового театра. Но тут ей пришлось встретиться со всеми прелестями коллективного проживания. В одной соседней комнате кто-то из актеров держал мотоцикл и заводил его по вечерам. В иной жила дворничиха - страшная матерщинница. Домашняя барышня Маша в первый раз оказалась в этакий богемной обстановке. Тем больше что супруг, еле-еле пристроив чемодан супруги в своем жилище, отбыл на гастроли в Ереван, Чуть не весь заработанный им гонорар ушел на междугородние переговоры - Маша растерялась и не знала, как наладить бытие в новых условиях. Совет и подмога Виталия требовались во всем. Впрочем, вскоре супруга актера так поднаторела в налаживании быта, что у нее появилась настоящая мания постоянно вносить изменения местоположение жительства и перестраивать квартиры. Виталий Мефодьевич чуть успевал оформлять нужные бумаги, разрешающие разломать стену или передвинуть ее, как Машу сызнова охватывала охота к перемене мест... Квартира на Остоженке, в которой в настоящее время проживает семейство, - шестая по счету.
Женившись на Маше, Виталий поставил ей условие: "Никакого кино!" Аргументы были такими: "Станешь сниматься - нужно будет куда-то ехать. В поездах женщин негусто, а мужчины настырны. Целое купе актрисе никто не купит, а значит, чтобы я был спокоен, мне придется доплачивать за три места из своих денег. Дальше - поселят тебя в гостинице. Вечером вылезти никуда воспрещено - красивая дама, одна. Да и было бы с целью чего сниматься - платят копейки, а выкладываться приходится по максимуму"...
И Маша немного лет отказывалась от режиссерских предложений. Правда, в одной из серий "Шерлока Холмса" - по рассказу "Пестрая лента" - супруг все-таки разрешил ей сняться. Во-первых, на съемки они поехали в одном купе, а во-вторых, в Ленинграде (а сериал снимался на "Ленфильме") не было нужды существовать в гостинице, потому как у Маши там родители...
Спорить с Виталием Мефодьевичем бесполезно. Не тот нрав. "Каменный цветок", - говорил о нем Андрон Кончаловский, снимавший Соломина в "Сибириаде". Своей категоричностью Соломин нажил много недоброжелателей и проблем, но что поделаешь... Чуть ли не самым страшным грехом он считает... необязательность. Для организаторов театральных гастролей Соломин - настоящее возмездие. Не дай Бог какие-то накладки, задержки с гонораром или что-то подобное! Он может и вообще отступиться вылезти на сцену - а уж о дальнейшем сотрудничестве не может быть и речи. Не сверх меры гладкие отношения сложились у Виталия и со старшим братом - нынешним художественным руководителем Мкумачового театра. Что не поделили братья, более того в театре никто точь-в-точь не знает.
Меньше всего Виталий Соломин похож на своего знаменитого персонажа из "Зимней вишни" - человека слабовольного, нерешительного, склонного к вечным компромиссам. Хотя сам артист считает, что между ними все же есть нечто общее. "Любовь к двум женщинам безотлагательно - это не так уж и ненормально, только крайне тяжело". Впрочем, его собственная семейная лодочка успешно миновала и эти рифы. Маша оказалась на редкость понимающей женой: "В жизни мужчины-актера бывает всякое. Творческий мужчина неизменно должен находиться в состоянии любви - и те, кто считает, что это влюбленность к чему-то абстрактному, весьма ошибаются. В партнершу по сцене актеры влюбляются, а совсем не в пейзаж за окном. И в итоге все это только укрепляет брак, если, конечно, речь идет о настоящей любви, - считает Марья Антоновна. - Жить с Виташей - настоящее фортуна. Он не перестает меня удивлять! Недавно он взял и написал для меня поэму! Хотя до этого ни в жизнь ничего не сочинял. И в этой поэме было что-то весьма настоящее - это чувство настоящего есть во всем, что он делает"...
Соломин не ездит на фестивали, не посещает кинотусовок, нечасто появляется на экране телевизора. Просто он излишне ладно чувствует привкус частной жизни...
Место, в котором несложно застичь Виталия Соломина, - кабачок Дома журналистов. Дело в том, что там работают официанты из бывшего ВТО, с которыми артист знаком добрых три десятка лет. Они знают все про его существование, а он - все про них. Когда Марья Антоновна попала в больницу, как раз эти официанты собирали ей обеды из нескольких вариантов блюд - на отбор. А намедни пятидесятилетнего юбилея они отвели Соломина к шеф-повару, попросив того повнимательнее отнестись к заказу. И кок порадовал гостей на славу - курником. Это достаточно сложное кушанье, по виду напоминающее торт, состоит из блинов с самой разной начинкой - от курицы до кураги. Когда кто-то опосля попросил воспроизвести тот самый кулинарный шедевр, кашевар более того возмутился: "Вы что, такое делается только раз в жизни!" Просто для Соломина мило соорудить что-то, что делается только раз в жизни, потому как он как никто может это дать оценку.
"Праздники - это единый ритуал. Не нужно никакой нарочитой роскоши. Главное, чтобы все было душевно, с любовью, с фантазией. Очень немаловажно, с каким настроением тебя угощают. Я как-то спросил свою старшую дочка, что такое существование. Она ответила: "Это свой круг на Земле". Это крайне точь-в-точь. Сстоимость Мкрасного, мои близкие - все это мой круг на Земле. И те места, где меня встречают с любовью, - также мой круг".
В Малом Соломин славится своим умением праздновать. Премьер его спектаклей ждут все - и не только для самих спектаклей, но и для банкетов. Что-нибудь Виталий Мефодьевич неизменно придумает - то раздобудет гигантского осетра, которого вносят в обеденный зал восемь джентльмен, то фейерверк устроит. Лишь бы чувство "своего круга" не уходило, только бы привкус жизни не пропадал... Скучновато стало в театре к концу сезона - так нужно учинить Новый год! Не существенно, что на дворе апрель! Елка, Дед Мороз со Снегурочкой, а главное - капустник, для которого свой номер приготовят все-от режиссера до пожарника - и людям станет чуть-чуть легче существовать. И не напасть, что на следующий день Соломину ничего не стоит, погрузившись в свои мысли, позабыть поприветствовать со вчерашними товарищами по празднику жизни... Коллеги в театре ему прощают и рассеянность, и подчас нелегкий нрав.
"Свой круг" для Соломина - это и существование на даче. Он купил старую, 37-го года, с огромными яблонями в саду, березами, зарослями малины, смородины, черемухи. "Там какие-то закоулочки, старые скамейки, сараи, а в них - старинные лампы, пишущие машинки конца XIX века, оплетенные бутылки. Красивые творения человеческих рук. Во всем этом есть чувство присутствия людей. Плотная атмосфера". Чтобы обучить внука Кирилла чувствовать эту атмосферу, Виталий Мефодьевич трудится над обустройством специального сарая - с инструментами, верстаком, а главное - с колесом наподобие того, что вертели Тимур и его команда: чтобы все звенело, дребезжало, жило... А чтобы Кирилл знал, что такое почва и как на ней что-то произрастает, Виталий Мефодьевич, совсем безучастный к садоводству и огородничеству, поставил парник для огурцов. Вскапывали землю на пару с Кириллом - оба по поясок голые, чумазые, рыжеволосые, курносые, упрямые, вредные...
Рядом с Соломиными купил жилье и его приятель Матякин - тот самый-самый, за честь которого Виталий вступил в рукопашный махач. Не значимо, что поселок расположен чрезмерно рядом от аэропорта Шереметьево и крик самолетов не дает задремать. Зато рядом к другу! Этой дружбе быстро стукнет тридцать лет, и Соломин замыслил официально отпраздновать это событие - сформировать немного костров, позвать симпатичных людей... Справлять тридцатилетие дружбы - это также проходить свой круг на Земле.
|
|
| |