В народном календаре этот праздник тесно связан с культом поминовения, почитания предков и прославления расцветающей природы. Символом этого расцвета в России была молодая березка. Поздравления с троицей
Седьмая неделя после Пасхи, носит название Семиковой, или еще "русальной", "зеленой", "гряной".
Особые ритуальные действия с березой, цветами, венками начинались заранее, кое- где - даже со дня Вознесения. Чаще же - с седьмого четверга после Пасхи, с Семика.
В день Семика, девушки шли в лес и тайно завивали венки: сплетали между собой вершины молодых березок, скручивали ветки вроде венка, заплетали косички, перевязывая иногда ветки лентами.. И при этом загадывали о своей судьбе. Завивать венки и березу можно было не только для себя, но и на членов своей семьи, на знакомых, на любимых.
Одну березку срубали, приносили в село, украшали платками, лентами, бусами. Когда березку полностью одевали, девушка пошустрее подлезала ей под юбку, бралась за ствол и двигалась впереди хоровода: создавалось впечатление, что березка идет и пляшет сама. Так обходили все село, а потом березка начинала «ходить» в гости к девушкам, к каждой по очереди. Березку ставили в передний угол перед накрытым столом, и девушка-хозяйка приглашала «попить-поесть чем Бог послал».
А еще в Семик наряжали Семика и Семичиху. На них надевали вс старое тряпье, Семику делали горб, тому и другому в руки давали худое ведро, палку, помело. Семик и Семичиха, возглавляя ватагу ребятишек по селу, били палкой в ведро, разгоняли помелом любопытных, останавливались под окнами домов и выпрашивали муку, крупу, масло, яйца, сметану для приготовления праздничных троицких кушаний.
Кто такие Семик и Семичиха? Какие-то родственные друг другу существа, пришедшие в глубокой древности, они — тоже знак праздника, как и березка. Народнье лубочные картинки изображают вместе веселую пару — Масленицу и Семика, два важнейших праздника народного календаря.
Суббота перед Троицей звалась Родительской и была днем поминовения предков — всех ушедших родных и близких. К Родительской субботе красили яйца в желтый цвет, готовили постную кутью, блины, кисель, дрочены, медовые пряники и печенье. С этими ритуальными кушаньями было принято приходить на кладбище и совершать поминки о душах умерших предков.
Суббота перед Троицей звалась еще в народе клепальной и связывалась с представлениями о русалках. Оставляя с Троицына дня воды и рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, русалки выбирают себе развесистую, склонившуюся над водою иву или плакучую березку, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками.
Там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее. Тем не менее, от русалок не столько пользы, сколько вреда: не забывают они спутывать у рыбаков сети, у мельников портить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град, могут похитить у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для отбеливания. Может быть, пото-му, что русалки покидали в это время реки, пруды, озера, в Троицку субботу к воде относились особенно бережно: нельзя было ни полы мыт ни стирать, ни баню топить.
За субботой — воскресенье, сам праздник Троицы. В этот день лес нельзя ни ломать, ни рубить. На Троицу осматривали венки, те, что завивали на березах в Семик, гадали по ним. И обязательно развивали. Если не развивать — дерево обидится. По старинному обычаю, было только девичье дело.
Женщины и девушки, приготовляясь к праздникам, одевались в лучшие наряды. Из мирской складчины, покупали хороводнице красивьй платок и новую обувь. Хороводница, с караваем в руках, выходила на улицу и запевала зазывную песню. Со всех сторон к ней стекался народ и под ее водительством отправлялся в рощу. На широкой поляне расстилали скатерть и каравай, убранный цветными венками, после пения троицких песен, ставили в центр. Народ рассыпался семейными кружками полдневать.
В Библии говорится, что именно в этот день на апостолов сошла благодать Духа Святого.
В народе праздник Троицы отмечается три дня. Первый день — это Зеленое, или Клечальное, воскресенье, второй — Клечальний понедельник и третий — Богодухов день.
В Зеленое воскресенье надо быть в особенности осторожными, так как это день наибольшей агрессивности мавок, русалок, потерчат и другой нечисти. На Зеленое воскресенье девушки с помощью венков гадают. Для этого нужно пойти к пруду и пустить венки за водой, и если они сойдутся, то девушка в этом году выйдет замуж. В Зеленое воскресенье надо сходить на кладбище и помянуть умерших родственников, обязательно оставив им любые кушанья. После этого устраиваются разнообразные гуляния со скоморохами и ряжеными.
В Клечальный понедельник после церковной службы освящают поля, чтобы Господь защитил их от града и пожаров. Дети устраивают интересные игры.
Третий, Богодухов день, больше всех празднуют девушки, которые устраивают интересные забавы, например, «водить Тополю». Суть ее состоит в том, что среди группы девушек избирают самую красивую, которая и выполняет роль Тополи. Потом эту красавицу, чтобы ее никто не узнал, украшают венками. Вместе с веселой гурьбой, Тополя ходит по домам, и хозяин каждого дома, в который она зайдет, должен ее щедро отблагодарить. Также в этот день освящали колодцы.
Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.
А на селе с утра идет обедня в храме:
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
И звонко хор поет, веселый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат...
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой, и светлый и спокойный!
Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву - и смиренье.
Иван Бунин.
Желаю, чтобы счастье, тепло, свет и любовь бесконечно переполняли Ваши сердца! Всевозможных Вам благословений!